Главная
Карта сайта
Контакт
Вход
Заказать
RSS

Творчество Алексея Толстого. Мастер рассказа первой половины ХХ века. Часть первая

А. Н. Толстой, начиная свой творческий путь как поэт, вошел в историю литературы как писатель большого эпического размаха, сделал значительный вклад в драматургию. Примечательную судьбу в его творчестве имеют рассказы. С них началось становление Толстого как писателя-реалиста, к ним он обращался на протяжении всего своего пути, в наиболее важные периоды своей творческой биографии.

Собственная тема, которая сделала Толстого оригинальным писателем, — тема оскудения. И вырождения дворянства. Рассказы, объединенные впоследствии в особый цикл «Заволжье» были написаны в 1909—1910 годах, то есть в то время, когда писатель пробовал свои силы в разных жанрах и в разной стилевой манере. Достаточно указать на то, что в 1910 году были созданы его «Сорочьи сказки», а в 1911 году — стихотворный сборник «За синими реками».

К 1913 году Толстой исчерпал найденную им оригинальную тему и подвел ей итог в крупных произведениях — повести «Приключения Растегина» (1913), романах «Хромой барин» (1912), «Две жизни» (1911), пьесе «Насильники» (1912). Но на протяжении всех этих лет рядом с магистральной темой в особые пласты выделяются группы рассказов разных тематических типов. Среди них — «уральские рассказы», начало которым было положено «Старой башней»: «Самородок» (1910) и «Харитоновское золото» (дата не установлена). За «уральскими» идет группа рассказов со сказочно-фантастическими мотивами: «Пастух и Маринка» (1911), «Терентий Генералов» (1911), «Фавн» (1912), «Егорий, волчий пастырь» (1912). Особую группу составляют рассказы, содержание которых отнесено к XVIII веку и сама манера письма стилизована в духе литературных традиций того времени: «Соревнователь» и «Яшмовая тетрадь» (1909), «Злосчастный» (1910), «Катюша» (1911). Интересны произведения, сюжеты которых перекликаются с известными произведениями Гоголя и Пушкина: «Портрет» (1912) и «Приключения Растегина» (1913) — «Портрет» и «Мертвые Души» Гоголя; «Наваждение» (1918) — «Полтава» Пушкина.



Поиск жанра


Своеобразная жанрово-тематическая слоистость свидетельствовала о том, что связь с символизмом была короткой и непрочной, а произведения, в которых как будто слышались отголоски этой связи, создавались параллельно с беспощадно реалистическими рассказами и повестями. Более того, в отдельных из них совмещались два плана — фантастический и реалистический, и первый был подчинен второму.

Сам Толстой, неоднократно объясняя ранний этап своего творчества, высказывал и такую мысль, что прежде чем обратиться к изображению человека, он должен был постичь нечто более общее, какие-то заложенные в природе основы человеческого бытия. Заходи на официальный сайт вулкан платинум и получи приветственный бонус.