Главная
Карта сайта
Контакт
Вход
Заказать
RSS

О выдвижении в капитаны на морском флоте

Зарубежные компании, которые лучше нас умеют считать деньги, капитанов-наставников не держат. Такое узаконенное в масштабах министерства школярство имеет и негативный социальный эффект, ибо ставит продвижение по службе работника в зависимость от амбиций экзаменатора, а также влечет за собой дополнительные расходы пароходства, которое предоставляет работнику до 10 оплачиваемых дней для сдачи техминимума. В целом по отрасли это может составить солидную сумму.


При выдвижении в капитаны административные игры за счет государства носят еще более курьезный характер. После уже описанного спектакля с техминимумом происходит процесс так называемой «обкатки» молодого капитана, во время которой в рейсе, обычно коротком, капитан-наставник должен определить «практическую пригодность» судоводителя. Апофеоз под названием «утверждение» в пароходстве заканчивается на парткоме, что в условиях перестройки порождает вопрос: а что, если претендент не член КПСС, а, скажем, — Демократического Союза, ему нельзя быть капитаном? Разве политические взгляды могут влиять на профессиональное мастерство? История нашего общества показывает, что предпочтение так называемой «политической зрелости» руководителей производства их способностям при назначениях и послужило одной из причин бедственного положения в экономике.


Все это гала-представление утверждения капитанами заканчивается в Москве. Здесь экзамены принимают капитаны-наставники министерства. Остается неясным, хотят ли они этим подчеркнуть профессиональную мало-пригодность своих коллег из пароходства или свою собственную необходимость для флота, находясь в 600 км от ближайшего морского побережья. В конце концов новоиспеченных капитанов утверждает лично министр. Приходится только гадать, во что государству обходится этот парад-алле, во время которого десятки людей отрываются от работы, расходуются деньги на командировки и т. д. У иностранных судовладельцев подобные ритуалы отсутствуют, но тем не менее их капитаны не хуже наших.


Здесь полезно будет вспомнить, как возник институт капитанов-наставников. Он появился после войны в связи с увеличением флота за счет репараций и недостатком профессиональных кадров в результате потерь не столько из-за войны, сколько из-за репрессий. Для компенсации этих потерь был создан учебно-курсовой комбинат, который за несколько месяцев матросов и боцманов готовил в помощники капитанов, а для того, чтобы довести их до кондиции, в рейс с ними посылали капитанов-наставников.


Уже давно судоводители с высшим и средним образованием у нас в избытке, а рудиментарный институт остался. Администрацию это устраивает — появился отстойник для лиц с капитанским дипломом, прибывших с загранработы, выбывших из выборных органов и т. п.


А взять заседательские кампании, которые бьют ключом. Например, в пароходстве еженедельно проводится театральное представление под претенциозным названием «гласная среда», на котором разыгрываются сцены любви администрации к трудящимся. Для этого в зал в добровольно-принудительном порядке сгоняются несколько сот работников. Но руководству, судя по всему, мало оторвать от дела управленцев. Ему подавай «людей с производства». Нередко с приходом в родной порт на судно является нарочный с предписанием типа: «Завтра в 10.00 Совет пароходства, в 13.00 — лекция для руководящего состава об экономике в условиях самостоятельности предприятий. Ваша явка обязательна». Усердные чиновники готовы поставить на прикол весь флот, только бы обеспечить стопроцентное посещение мероприятий.


Народное хозяйство — не место для выпаса прожорливой коровы бюрократического аппарата. Только официальное зеркало буи казино гарантирует постоянный доступ.